Рыженкова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель детского сада

Игра как средство развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально- личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. На сегодняшней день можно отметить, что дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, дети испытывают трудности в установлении и сохранении контакта с другими сверстниками. Несомненно, у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом, выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, дети не умеют договариваться друг с другом, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.

  Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельность - это игра, тем самым она и служит основной техникой  работы. Игра является мягким психотерапевтическим средством, благодаря которому путем ненавязчивой деятельности ребенку прививаются все необходимые ему знания, умения, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства, определять эмоциональное состояние другого человека. Игра позволяет развить основные психические процессы, способности ребенка, нравственные качества личности. Также с помощью игры формируется самооценка, организованность, межличностные отношения среди сверстников. Через игру происходит обучение основным способам сотрудничества, формам общения, различным средствам общения и отношениям с другими людьми. В работе можно использовать такие игры:

1. Игры, направленные на сплочение и развитие коммуникативных навыков («Отзеркаливание», «Я никогда не…», «Ветер дует в сторону…», «Рисуем на ладошках», «Общение без слов», «Кто позвал?»).

2. Игры, направленные на формирование у детей представлений о себе, на развитие самосознания («Волшебный стул», «Что мне нравится в себе», «Свой портрет», «Чем я отличаюсь от других», «Догадайся, о ком я расскажу»).

3. Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы («Передай чувства по кругу», «Изобрази животных», «Рисование эмоций», «Цвет настроения», разыгрывание по ролям стихотворений, «Я радуюсь (грущу), когда…», «Музыка и эмоции», «Заколдованный ребенок»).

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом его коллективе- группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. И мы педагоги должны способствовать гармоничному личностному и социальному развитию ребенка, а также способствовать развитию навыков и умений, которые, безусловно, помогут детям на всех этапах взросления

9 мая 2023 в 09:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.