Рыженкова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель детского сада

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

 Вопрос о развитии познавательной деятельности дошкольников в теории и практике педагогики стоит особенно актуально. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию? Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний. Главная задача познавательного развития ребёнка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.). Задача может быть сложной, она имеет много действий, конченый результат значительно удалён от начального этапа решения. И, наоборот, совсем простая задача может представлять определённую трудность, если способ её решения неизвестен, то нужно искать. Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенности личности, которые называют признаками творческой личности:

— способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

— умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

— умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

— способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

— готовность памяти (овладение достаточно большим объёмом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

— креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетенции по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Посмотрим особенности организации проектного метода как вариант познавательной деятельности детей дошкольного возраста :

— в основе метода — активная познавательная деятельность ребёнка;

— исходный пункт познавательной деятельности ребёнка внутри проекта;

— детские интересы;

— содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей;

— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;

— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер, мероприятие (показ костюмов сшитых совместно с родителями) как заключительный этап проекта.

Типы проектов в ДОУ (творческие, игровые, практико-ориентированные, информационно-исследовательский). В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно-дидактической, подвижной, режиссёрской. Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития дошкольников является информационно-исследовательский проект.

Структура и примерное содержание информационно-исследовательских проектов.

Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.

Задачи: 1. Развитие у детей потребностей в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).

2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определённой области знаний).

3. Формирование у детей познавательных умений.

4. Получение, углубление и систематизация представлений в определённой области.

Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.

Организация проекта включает в себя три основных этапа.

Этап 1. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Этап 2. Организация исследования в рамках проекта.

На этом этапе предполагаются организация двух основных видов познавательной деятельности детей.

1. Сбор, анализ информации.

2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена, как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр.

Этап 3. Презентация результатов исследовательской деятельности детей. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела.

Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности. Следовательно, педагог должен, увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольника. А так же иметь такие личностные качества воспитателя, как стремление к саморазвитию, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий воспитатель может сформировать у дошкольников познавательную активность.

5 мая 2023 в 13:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.